Какой диапазон частот слышит человеческое ухо


Даже у людей, стремящихся разобраться в увиденном или услышанном, необъяснимые явления могут порождать суеверные мысли. Это происходит чаще всего тогда, когда человек сталкивается с чем-то загадочным.

Человеческое ухо способно воспринимать звуковые колебания в определенном диапазоне от 20 Гц (некоторые ученые утверждают — от 17 Гц) до 20 кГц. Все, что лежит ниже этого предела (до 20 Гц), называется инфразвуком, все, что выше 20 кГц — ультразвуком.

У многих животных этот диапазон восприятия шире: они слышат как более низкие, так и более высокие звуки. Некоторые животные (летучие мыши, морские млекопитающие, рыбы и насекомые) сами способны не только слышать, но и издавать ультразвуки.

Какой диапазон частот слышит человеческое ухо

Инфразвук (от лат. infra — ниже, под) — это упругие волны, аналогичные звуковым, но не слышимые человеческим ухом из-за низкой частоты. Они слабо поглощаются различными средами, поэтому в воздухе, воде и земной коре распространяются на очень далекие расстояния. Возникают, как правило, при землетрясениях, подводных и подземных взрывах, во время бурь, ураганов, цунами и прочих стихийных бедствиях. Так трактует это событие наука.


Природа этих неслышимых звуков изучена еще недостаточно, хотя они являются постоянными спутниками человека. И спутники эти довольно небезопасны. Ученые многих стран решают проблему — инфразвук и состояние человека, его здоровье и безопасность.

Органы человека тоже имеют собственную частоту колебаний — инфразвуковую. Внешние колебания в промежутке 6—12 Гц воздействуют на наши органы самым губительным образом. При малой интенсивности они вызывают звон в ушах, тошноту, могут привести к расстройству зрения.

Часто при этом люди испытывают безотчетный панический страх. Инфразвуковые колебания средней интенсивности нарушают работу органов пищеварения и мозга. Упругие, мощные волны инфразвука частотой 7 Гц способны разорвать кровеносные сосуды, вызвать в дальнейшем остановку сердца. Попадая в резонанс с биоритмами человека, инфразвук высокой интенсивности может вызвать мгновенную смерть.

В основу защиты человека от губительного действия инфразвука должно быть положено понимание механизма действия этого загадочного природного явления. Еще древнекитайская философия — даосизм — утверждала: «сильные звуки не слышны». А один из великих мудрецов и материалистов древности Гераклит писал: «Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить».


Ученые многих стран работают над проблемами изучения инфразвука и воздействия его на человека.

Профессор биологии из Франции В. Гавро познакомился с этим загадочным явлением, можно сказать, случайно. С некоторых пор в помещении одной из его лабораторий стало просто невозможно работать. Сотрудники, не пробыв в ней и двух часов, жаловались на сильную головную боль, сильную усталость, болевые ощущения в ушах, ухудшение интеллектуальных способностей.

Какой диапазон частот слышит человеческое ухо

Профессор и его коллеги-биологи стали искать причину столь негативного явления. Ответ был неожиданным. Через несколько дней они обнаружили, что вентиляционная система завода, который был построен рядом с лабораторией, создавала инфразвуковые колебания большой мощности. Частота этих волн находилась в пределах 7 Гц. Для человека это опасно. Подтверждением этого стал случай, когда Гавро и его сотрудники вынуждены были прекратить работу и опыты с одним из генераторов.

Участники эксперимента почувствовали себя настолько плохо, что даже спустя несколько часов обычные низкие звуки воспринимались ими очень болезненно. Во время опыта у всех, кто находился в лаборатории, стали вибрировать предметы, находившиеся в карманах: ручки, ключи, записные книжки. Ученые сделали однозначным вывод: совпадение инфразвуковой частоты с альфаритмами головного мозга человека небезопасно для его здоровья.


Интересный случай произошел с постановкой пьесы в одном из лондонских театров. Ставили пьесу, одна из сцен которой должна была перенести зрителя в далекое прошлое. Но как создать впечатление ужаса и тайны, ожидания близкой беды? Директор привлек к постановке спектакля известного американского физика Роберта Вуда.

Ученый сконструировал специальную трубу для органа, способную издавать необычные звуки. Испытание показало, что изобретение небезопасно. Труба не издавала слышимых звуков, но в театре дребезжали оконные стекла, звенели подвески на люстрах.

Все, кто был в этот момент в зале, почувствовали беспричинный страх. Позднее все жители квартала, где располагался театр, подтвердили, что неожиданно их охватил ужас и ожидание чего то плохого. Прохожие обеспокоено озирались, мгновенно разлетелись птицы, а собаки беспричинно выли и лаяли. Режиссер спектакля вместе с ученым решили навсегда избавиться от ужасной трубы.

Советский психиатр М. Никитин в 1984 году наблюдал за одним больным эпилепсией. У него приступы появлялись всякий раз, когда при нем начинали играть на органе. Ученый сделал вывод: орган порождал звуки не только в слышимом диапазоне, но и инфразвуки.

У здоровых людей они только усиливали музыкальные впечатления, придавая звучанию больше драматизма и экспрессии, а вот у больного человека с нарушением биоритмов мозга и повышенной чувствительностью вызывали припадки.


Необычная история произошла в 30-е годы XX века. В Северном Ледовитом океане на судне «Таймыр» работала советская научная экспедиция. Ученые изучали верхние слои атмосферы. Для этого запускались шары-зонды. Их наполняли водородом и снабжали необходимыми приборами и радиопередатчиками. Но стоило приблизить шар к уху — и человек начинал чувствовать сильную боль, будто кто-то невидимый сильно давил на барабанную перепонку.

Эта загадка заинтересовала академика В. В. Шулейкина. Сначала он «прослушал» шары-зонды в различных регионах страны, в частности в Москве. Здесь болевых ощущений не наблюдалось. А вот на Черном море они возникали тоже. Так родилась гипотеза о том, что неизвестное явление связано с морем. Инфразвуковые колебания, возникающие в штормовых районах, академик Шулейкин назвал «голосом моря».

Волны инфразвука движутся со скоростью около 330 метров в секунду, причем они немного опережают движение породившего их урагана.

Сравнительно небольшой шторм генерирует инфразвук мощностью в десятки киловатт. И этот звук способен распространяться на сотни и тысячи километров как в воздухе, так и в воде. Есть документальное подтверждение того, что перед штормом в приморских районах увеличивается число дорожных катастроф, больные чувствуют себя намного хуже, растет число самоубийств.

Некоторые жители прибрежных районов, в особенности моряки, могут, выйдя на берег, за несколько часов предсказать надвигающуюся бурю или шторм. Можно сказать, что эти уникумы слышат «голос моря». Видимо, мощные инфразвуковые колебания воздуха, принесенные издалека, они воспринимают как болевые ощущения в ушах. Примерно так же люди, болеющие ревматизмом, ощущают наступающее изменение погоды.


Замечено также, что многие животные заблаговременно узнают о приближении беды в виде различных природных катаклизмов. Например, морские медузы являются безошибочным индикатором штормовой погоды. Строение колокола у медузы весьма своеобразно. Тут присутствуют примитивные глаза и органы равновесия — слуховые колбочки величиной с булавочную головку. Это уши медузы, которые способны воспринимать инфразвук с частотой 8—13 Гц. Шторм бушует за тысячу километров и придет только через несколько часов, а они слышат его и уходят на глубину. Чем не загадка природы?

Морские блохи, наоборот, с приближением непогоды выбираются на сушу. Более развитые животные могут слышать инфразвуки более высоких частот. Собаки воспринимают неслышимые человеком звуки частотой 20—30 кГц (это уже ультразвук). Летучие мыши, комары и осы способны улавливать звуки в 50—60 кГц. Промысловики заметили, что киты обнаруживают китобойные суда по подводному шуму двигателей за сотни километров и стараются уйти.


За два часа до разрушительного землетрясения в Ашхабаде (1948) лошади местного конезавода громко ржали и срывались с привязей. А животные в зоопарке югославского города Скопье — гиены, тигры, львы, слоны — за много часов до катастрофического землетрясения проявляли сильное беспокойство. Японцы давно уже держат в аквариумах интересных рыбок. За несколько часов до первого подземного толчка они начинают метаться по аквариуму.

В прессе неоднократно описывались случаи, когда собаки выносили из дома маленьких детей перед землетрясением.

Мы уже знаем, что мощный инфразвук с частотой 7 Гц смертелен для человека: Возникает вопрос, а не причастны ли инфразвуковые волны к морским и другим природным катаклизмам. Сильные инфразвуковые колебания вызывают у человека панический страх вместе с желанием вырваться из замкнутого пространства. Не это ли заставляет экипажи и пассажиров морских судов в панике покидать их?

Науке хорошо известны наиболее опасные для плавания и полетов аномальные зоны нашей планеты. Видимо, «отправной точкой» мифа о сиренах послужил панический страх, вызываемый интенсивными инфразвуковыми колебаниями. Ученые установили, что при сильных тропических штормах и ураганах частота колебаний инфразвуковых волн доходит до 6 Гц. До опасного для человека порога совсем близко (7 Гц).

Если такая волна накроет судно, она способна за секунды убить всех. При этом самое тщательное расследование не обнаружит ни отравления, ни заразной болезни. У человека просто остановится сердце. В лучшем случае люди сойдут с ума, что и подтверждается многочисленными фактами.


С детства мы знаем легенду о «бессмертном капитане», вечно плавающем без команды по морям и океанам. «Летучий голландец» — это старинная морская легенда, согласно которой голландский капитан Ван Страатен был осужден на вечное скитание по морям. По морским поверьям, встреча с ним предвещает морякам гибель.

Основана эта легенда на вполне реальных фактах. Еще в эпоху Великих географических открытий моряки встречали на бескрайних морских просторах суда, покинутые экипажами. Страховое общество «Ллойд» подсчитало, что только за два года (1891 — 1893) было зарегистрировано 1828 случаев рапортов капитанов о встрече с «летучими голландцами».

Загадочная судьба моряков с «Марии Селесты» до сих пор волнует историков мореплавания, литераторов и даже криминалистов. 4 декабря 1872 года в Атлантическом океане был обнаружен двухмачтовый бриг, шедший под полными парусами. На палубе не было ни души, на подаваемые сигналы судно не отвечало. На корабль высадились моряки с другого судна.

Они на борту никого не обнаружили, причем груз был и полной сохранности, продовольствия в кладовых оставалось много. Больше всего удивляло отсутствие какого-либо беспорядка. Расследование длилось 11 лет и никакого результата не принесло.

В 1890 году из Новой Зеландии в Англию вышло судно «Мальборо", груженное мороженой бараниной и шерстью. В порт назначения корабль не пришел, и его списали как погибший. И вот через 20 лет у берегов Огненной Земли судно нашли. Оно двигалось под парусами, но на борту находились скелеты погибших моряков.


Какой диапазон частот слышит человеческое ухоВся команда находилась на своих местах: один лежал у штурвала, трое на палубе, вахтенные на постах, шестеро «отдыхали» внизу. На всех моряках сохранилась полуистлевшая одежда. Тщательное расследование ничего не дало. Записи в вахтенном журнале разобрать не удалось.

В сентябре 1894 года в водах Индийского океана был обнаружен трех мачтовый барк «Эбий Эсс Харт». На его мачте развивался сигнал бедствия. Немецкие моряки, осматривавшие судно, были ошеломлены увиденным: 38 членов экипажа были мертвы, а капитан сошел с ума.

Похожая участь постигла команду четырехмачтового барка «Фрейя», ходившего под германским флагом. 3 октября 1902 года он был обнаружен у побережья Мексики полузатопленным, мачты сломаны. Команда отсутствовала. Никаких штормов в том районе не было. Причина исчезновения экипажа осталась загадкой.

31 января 1921 года у мыса Гаттерас найдена большая пятимачтовая шхуна «Керрол Диринг». Экипаж отсутствовал: исчезли девять матросов и капитан. Груз, личные вещи и запасы провизии были на месте. Единственным живым существом оказался судовой кот.


В 1948 году с теплоходом «Уранг Медан» произошла еще более удивительная история. Радиостанции засекли сигнал SOS в Матакском проливе. Неизвестный многократно повторял: «Погибли все офицеры и капитан… Я умираю». Спасатели, прибывшие на выручку, увидели ужасную картину. Все люди были мертвы, их лица искажены гримасой ужаса. Погибла даже собака. При самом тщательном осмотре ни у кого из команды не было обнаружено никаких следов насилия.

История мореплавания насчитывает сотни подобных случаев. И происходили они не только в прошлом. В 2003 году у берегов Австралии обнаружили шхуну «Высокая цель». Судно находилось в прекрасном состоянии, в трюме — тонны протухшей рыбы и ни одного из 12 членов экипажа на борт).

Что же заставляет обезумевшую команду покидать свой корабль, и куда исчезают люди? Возможно, и тут не обошлось без инфразвука?

Однако большинство труднообъяснимых и загадочных происшествий на морских просторах происходит в определенных районах. Ученым они хорошо известны. Это в первую очередь: Бермудский треугольник, «море дьявола» к юго-западу от Японии и «ревущие сороковые» широты. Здесь исчезают не только самолеты, но и крупные грузовые суда, оборудованные по последнему слову техники надежными двигателями и радиостанциями. Исчезают бесследно вместе с экипажами.


По одной из гипотез, береговая линия Северной Америки в районе мыса Гаттерас, полуостров Флорида и остров Куба как бы образуют гигантский рефлектор. Шторма, происходящие в Атлантическом океане, генерируют инфразвуковые волны, которые, отразившись от этого рефлектора, фокусируются в районе так называемого Бермудского треугольника.

Это дает основание предположить наличие областей, где инфразвуковые колебания могут достигать значительной величины. Не это ли является причиной происходящих тут аномальных явлений? Ответа пока нет, хотя инфразвуки являются нашими постоянными спутниками.

Вспышки на Солнце, грозы и шторма, ураганы и цунами, сильные ветры и землетрясения, взрывы и обвалы — все эти явления порождают инфразвуки. В повседневной жизни они тоже окружают нас — их излучают заводские вентиляторы и воздушные компрессоры, дизели, городской транспорт и все медленно работающие машины. Природа этих не слышимых нами звуков изучена еще недостаточно.

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

  • Что разрушило стены древнего Иерихона?
  • Научная версия событий в Бермудском треугольнике
  • Аномальные явления и инфразвук

Источник: paranormal-news.ru

Основные звуковые характеристики

звуковые колебания

Звуковые колебания — это уникальный способ передачи энергии без передачи материи, они представляют собой упругие колебания в какой-либо среде. Когда речь идет об обычной жизни человека, такой средой является воздух. Он содержат молекулы газов, которые могут передавать акустическую энергию. Эта энергия представляет чередование полос сжатия и растяжения плотности акустической среды. В абсолютном вакууме звуковые колебания передать невозможно.

Любой звук является физической волной, и содержит все необходимые волновые характеристики. Это частота, амплитуда, время затухания, если речь идет о затухающем свободном колебании. Рассмотрим это на простых примерах. Представим себе, например, звук открытой струны соль на скрипке при извлечении его смычком. Мы можем определить следующие характеристики:

  • тихий звук или громкий. Это не что иное, как амплитуда, или сила звука. Более громкому звуку соответствует большая амплитуда колебаний, а тихому звуку — меньшая. Звук, имеющий большую силу, можно услышать на более далеком расстоянии от места возникновения;
  • длительность звука. Это всем понятно, и каждый способен отличить раскаты барабанной дроби от протяженного звучания хоральной органной мелодии;
  • высота звука, или частота звукового колебания. Именно эта основополагающая характеристика и помогает нам отличать «пищащие» звуки от басового регистра. Если бы не было частоты звука, музыка было бы возможна только в виде ритма. Частота измеряется в герцах, а 1 герц равен одному колебанию в секунду;
  • тембр звука. Он зависит от примешивания акустических дополнительных колебаний – формант, но объяснить его простыми словами очень легко: даже с закрытыми глазами мы понимаем, что звучит именно скрипка, а не тромбон, даже если у них будут совершенно одинаковые вышеперечисленные характеристики.

Тембр звука можно сравнить с многочисленными вкусовыми оттенками. Всего у нас есть горький, сладкий, кислый и соленый вкус, но этими четырьмя характеристиками далеко не исчерпываются всевозможные вкусовые ощущения. То же самое происходит и с тембром.

Остановимся подробнее на высоте звука, поскольку именно от этой характеристики и зависит в наибольшей степени острота слуха и диапазон воспринимаемых акустических колебаний. Что же такое диапазон звуковых частот?

Диапазон слуха в идеальных условиях

диапазон звука

Частоты, воспринимаемые человеческим ухом в лабораторных, или идеальных условиях, находятся в сравнительно широкой полосе от 16 Герц до 20000 Герц (20 кГц). Всё, что ниже и выше — человеческое ухо слышать не может. Речь идет об инфразвуке и ультразвуке. Что это такое?

Инфразвук

Его слышать нельзя, но тело может ощущать его, как работу большой басовой колонки – сабвуфера. Это —инфразвуковые колебания. Все прекрасно знают, если постоянно ослаблять басовую струну на гитаре, то, несмотря на продолжающиеся вибрации, звук исчезает. Но эти колебания можно по-прежнему ощущать кончиками пальцев, прикоснувшись к струне.

В инфразвуковом диапазоне работают многие внутренние органы человека: происходит сокращение кишечника, расширение и сужение сосудов, многие биохимические реакции. Очень сильный инфразвук может вызвать серьезное болезненное состояние, даже волны панического ужаса, на этом основано действие инфразвукового оружия.

Ультразвук

ультразвук

На противоположном участке спектра находятся очень высокие звуки. Если звук имеет частоту выше 20 килогерц, то он перестает «пищать» и становится неслышным для уха человека в принципе. Он становится ультразвуком. Ультразвук имеет большое применение в народном хозяйстве, на нём основана ультразвуковая диагностика. С помощью ультразвука ориентируются корабли в море, обходя айсберги и избегая мелководья. Благодаря ультразвуку специалисты находят пустоты в цельнометаллических конструкциях, например, в рельсах. Все видели, как по рельсам рабочие катят специальную дефектоскопическую тележку, генерирующую и принимающую высокочастотные акустические колебания. Ультразвуком пользуются летучие мыши, чтобы находить в темноте безошибочно дорогу, не натыкаясь на стенки пещер, киты и дельфины.

Известно, что с возрастом снижается способность к различению именно высоких звуков, и лучше всего слышать их могут дети. Современные исследования показывают, что уже в возрасте 9-10 лет у детей начинает постепенно уменьшаться диапазон слуха, а у пожилых людей слышимость высоких частот значительно хуже.

Чтобы услышать, как пожилые люди воспринимают музыку, нужно просто на многополосном эквалайзере в плеере вашего сотового телефона убавить один или два ряда высоких частот. Получившееся некомфортное «бубнение, как из бочки», и будет прекрасной иллюстрацией того, как вы сами будете слышать в возрасте после 70 лет.

В снижении слуха важную роль играет неправильное питание, употребление алкоголя и курения, откладывание холестериновых бляшек на стенках сосудов. Статистика ЛОР — врачей утверждает, что люди с первой группой крови чаще и быстрее приходят к тугоухости, чем остальные. Приближает тугоухость избыточный вес, эндокринная патология.

Диапазон слуха в обычных условиях

диапазон слуха

Если отсечь «маргинальные участки» звукового спектра, то для комфортной жизни человека доступно не так уж и много: это промежуток от 200 Гц до 4000 Гц, что практически полностью соответствует диапазону человеческого голоса, от глубокого бассо — профундо, до высокого колоратурного сопрано. Тем не менее, даже при комфортных условиях, слух человека ухудшается постоянно. Обычно наибольшая чувствительность и восприимчивость у взрослых людей в возрасте до 40 лет находится на уровне 3 килогерц, а в возрасте 60 лет и более понижается до 1 килогерца.

Диапазон слуха у мужчин и женщин

В настоящее время не приветствуется половая сегрегация, но мужчины и женщины действительно различно воспринимают звук: женщины способны слышать лучше в высоком диапазоне, и возрастная инволюция звука в области высоких частот у них более медленная, а мужчины воспринимают высокие звуки несколько хуже. Логично, казалось бы, предположить, что мужчины лучше слышат в басовом регистре, но это не так. Восприятие басовых звуков, как у мужчин, так и у женщин практически одинаковое.

Но есть уникальные женщины по «генерации» звуков. Так, диапазон голоса перуанской певицы Имы Сумак (почти в пять октав) простирался от звука «си» большой октавы (123,5 Гц) до «ля» четвертой октавы (3520 Гц). Пример ее уникального вокала можно найти ниже.

При этом у мужчин и женщин существует довольно большая разница в работе речевого аппарата. Женщины производят звуки от 120 до 400 герц, а мужчины — от 80 до 150 Гц, по среднестатистическим данным.

Различные шкалы для указания диапазона слуха

Вначале мы говорили о том, что высота не является единственной характеристикой звука. Поэтому существуют различные шкалы, в соответствии с различными диапазонами. Звук, слышимый человеческим ухом, может быть, например, тихим и громким. Наиболее простая и приемлемая в клинической практике шкала громкости звука — та, которая измеряет звуковое давление, воспринимаемое барабанной перепонкой.

В основу этой шкалы положена наименьшая энергия колебания звука, которая способна трансформироваться в нервный импульс, и вызвать звуковое ощущение. Это — порог слухового восприятия. Чем порог восприятия ниже, чем чувствительность выше, и наоборот. Специалисты различают интенсивность звука, которая является физическим параметром, и громкость, который является субъективной величиной. Известно, что звук строго одной и той же интенсивности здоровый человек, и человек с тугоухостью воспримут как два разных звука, громче и тише.

Всем известно, как в кабинете ЛОР — врача пациент становится в угол, отворачивается, а врач из соседнего угла проверяет восприятие пациентом шепотной речи, произнося отдельные цифры. Это наиболее простой пример первичной диагностики тугоухости.

Известно, что еле уловимое дыхание другого человека составляет 10 децибел (дБ) интенсивности звукового давления, обычный разговор в домашней обстановке соответствует 50 дБ, вой пожарной сирены – 100 дБ, а взлетающий вблизи реактивный самолет, вблизи болевого порога — 120 децибел.

Может вызвать удивление, что вся огромная интенсивность звуковых колебаний укладывается на такой малой шкале, но это впечатление обманчиво. Это — логарифмическая шкала, и каждая последующая ступень в 10 раз интенсивнее, чем предыдущая. По такому же принципу построена шкала оценки интенсивности землетрясений, где всего 12 баллов.

В заключение следует сказать, что если ваш возраст перевалил за 45 — 50 лет, и вы начали спрашивать у более молодых, где они услышали щебетание птицы, то знайте, что у вас физиологическая акустическая потеря слуха, которые характеризует здоровое старение организма. Но в том случае, даже если вы, находясь среди своих сверстников, начали постоянно переспрашивать, то вам нужно обязательно записаться на исследование, которое называется аудиометрией.

Аудиометрическое исследование проводит специалист — сурдолог, или ЛОР — врач. В настоящее время интернет представляет разнообразные возможности, и даже сейчас, читая эту статью со своего экрана. Прямо сейчас определить приблизительно свой слуховой возраст в онлайн – режиме. А здесь можно попробовать различить свою способность различать полезный сигнал среди шума.

Источник: StopOtit.ru

62. Что такое громкость звука? Для чего служат линии равной громкости?

Гро́мкость зву́ка — субъективное восприятие силы звука (абсолютная величина слухового ощущения). Громкость главным образом зависит от звукового давления и частоты звуковых колебаний. Также на громкость звука влияют его спектральный состав, локализация в пространстве, тембр, длительность воздействия звуковых колебаний и другие факторы.

Нет линий ровной громкости!

63. Где находятся области инфра- и ультразвука? Как воздействует инфра- и ультразвук на человека?

Инфразву́к (от лат. infra — ниже, под) — звуковые волны, имеющие частоту ниже воспринимаемой человеческим ухом. За верхнюю границу частотного диапазона инфразвука обычно принимают 16 Гц. Нижняя же граница инфразвукового диапазона условно определена как 0,001 Гц.

Ультразву́к — упругие колебания в среде с частотой за пределом слышимости человека. Обычно под ультразвуком понимают частоты выше 20 000 Герц.

Ультразвук, при высоких мощностях, (производственных) негативно влияет на здоровье и самочувствие человека, поэтому приняты международные специальные пределы безопасного излучения. В основном это касается работников заводов и производств, которые работают на ультразвуковых станках. При облучении мощным станком (без использования средств защиты) у человека может наблюдаться, повышение температуры, головная боль, онемение и покалывание конечностей, плохое самочувствие. При средней степени воздействия симптомы пропадают через несколько часов. В повседневной же жизни, это излучение, лечит и помогает человеку, нежели вредит его здоровью. Это и лечение опухолей, нервной системы, позвоночника, зубов, суставов, очистка кожи, удаление жировых отложений и лечение разных болезней.

Диапазон инфразвуковых колебаний совпадает с внутренней частотой отдельных органов человека (6-8 Гц), следовательно, из-за резонанса могут возникнуть тяжелые последствия.

Увеличение звукового давления до 150 дБА приводит к изменению пищеварительных функций и сердечному ритму. Возможна потеря слуха и зрения.

64. Что такое спектр шума? Что такое октава (октавная полоса)?

Спектр шума — зависимость уровня звукового давления от частоты.

Спектры бывают: — дискретные; — сплошные; — тональный.

Октава — полоса частот с границами f1 — f2, где f2/f1 = 2.

65. В каких единицах измеряется интенсивность звука, звуковое давление, частота звука, мощность звука?

Интенсивность звука дБ

Звуковое давление Паскаль

Частота звука Гц

Мощность звука Вт

66. Что такое «коррекция шумомера А»? Для чего она нужна?

Шумомер имеет три шкалы (А, В и С), учитывающие частотный состав измеряемого шума. Характеристика шума по шкале А соответствует кривой громкости 40 фон, т. е. до некоторой степени субъективному восприятию уровня громкости и позволяет произвести ориентировочную оценку «неприятности» или «вредности» шума. Поэтому уровень шума, измеренный по шкале А в децибелах (дБ А), имеет большое значение для гигиенической практики оценки промышленных шумов.

67. Что такое широкополосной шум, тональный шум?

Широкополосный шум (broadband noise, Breitbandgerausch) — шум, энергия которого распределяется в широком диапазоне частот (более одной октавы).

тональный шум: Шум, в спектре которого имеются слышимые дискретные тона. Тональный характер шума устанавливают измерением в третьоктавных полосах частот по превышению уровня в одной полосе над соседними не менее чем на 10 дБ.

68. Какой шум называется постоянным?

постоянный шум: Шум, уровень звука которого изменяется во времени не более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике «медленно» шумомера по ГОСТ 17187.

непостоянный шум: Шум, уровень звука которого изменяется во времени более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике «медленно» шумомера по ГОСТ 17187.

69. Что такое порог слышимости? Болевой порог?

Порог слышимости — минимальная величина звукового давления, при которой звук данной частоты может быть ещё воспринят ухом человека. Величину порога слышимости принято выражать в децибелах, принимая за нулевой уровень звукового давления 2·10−5Н/м2 или 20·10−6Н/м2 при частоте 1 кГц (для плоской звуковой волны). Порог слышимости зависит от частоты звука.

Болевой порог — это уровень раздражения, причиняемого нервной системе, при котором человек чувствует боль. Болевой порог индивидуален для каждого, один и тот же уровень раздражения может выразиться как в незначительной, так и в сильной боли для разных людей. Если при минимальном воздействии человеку уже больно, то у него низкий болевой порог, если же воздействие, причиняющее боль, должно быть достаточно сильное, то болевой порог высокий. Болевой порог человека может снизиться при общем утомлении и недостатке витаминов группы B.

Источник: StudFiles.net

Современный человек живет во все более и более уплотняющемся потоке информации. Характер этого потока настолько многообразен, что мы просто не способны пока многое из него усвоить и пропустить через  сознание. Но кто задумывается над качеством информационного потока и о его влиянии на наше мышление, психическое  и физическое состояние здоровья, и как результат – на нашу жизнь?

Музыка — это тоже информационный поток. Большинство людей любят слушать музыку, до конца не осознавая, какое она имеет воздействие на человека. Иногда музыка вызывает излишнюю энергию, а порой оказывает расслабляющее действие. Но какова бы ни была реакция слушателя на музыку, она, безусловно, имеет свойство оказывать влияние на психику человека. Еще древние философы утверждали, что музыка способна гармонично развивать и наполнять человека. Кроме того, она обладает функциями созидания и разрушения.

Новейшие теории и эксперименты современных физиков говорят о том, что весь наш мир имеет волновую природу: воздух, твердые предметы, наши тела и даже мысли и чувства.  А то, что звук является волной, мы знаем со школы. Это значит, что мы способны получать информацию от любого объекта, даже неосознанно.

Ни для кого не секрет, что в различном психическом состоянии мы используем разные слова, обороты речи и строим по-разному предложения, наполняя его жесткими или приятными, добрыми или злыми, радостными или печальными словами. По тому, что говорит человек, мы можем сделать какие-то выводы о его настроении, характере, жизненных принципах. Слово, как и любой другой энерго-информационный элемент окружающей среды, видимый и не видимый, имеет свою смысловую качественность и свою вибрацию. Оно является проявлением наших Мыслей и Чувств, наших представлений о жизни, наработанных с детства и воспитанных в нас родителями и социумом. Слово способно и воодушевить, и убить. Его вибрация несет в себе информацию того плана, того уровня сознания, которое активно у нас в текущее время.

Психическим проявлением информации волн являются эмоции. Во все времена музыка была самым сильным фактором воздействия на психику слушателя. Она способна вызывать бурю различных эмоциональных переживаний, которые еще долго переживаются после ее прослушивания. А психическое состояние влечет и соответствующие действия, выборы, решения. Выбор любимого музыкального жанра во многом зависит от психологической, социальной и духовной зрелости личности, от потребностей удовлетворения внутреннего эмоционального и психического состояния. Каждый музыкальный стиль пробуждает в человеке те или иные эмоциональные переживания.

Еще Пифагор призывал использовать музыку в воспитательном процессе и был первым, кто составил научные принципы изучения музыки и ее звучания. Он считал, что музыка способна гармонизировать «душевные недуги» человека. Уже тогда существовали мелодии, созданные «против страстей Души: против уныния и внутренних язв, против раздражения, против гнева…. и других вожделений». А Платон считал, что музыкальное образование должно стать основой государственного образования и обязательным для всех граждан.

Бороздя просторы «мировой  информационной паутины» можно увидеть, насколько актуальна и интересна людям тема влияния музыки на человека, сколько существует различных течений, мнений, исследований и доказательств. Каждый человек старается доказать свое видение, утвердить свое мировоззрение. Но сколько людей, столько и мнений. Я буду стараться придерживаться научно доказанных и обоснованных фактов. Кому-то они могут не понравиться, но в любом случае, каждый человек волен выбирать, что ему слушать и как относиться к изложенным фактам. Современные ученые, изучая вопрос влияния звука и вибрации на психофизическое состояние человека, пришли к выводу, что оно существует!

Информация правит миром

Актуальность смысла этой фразы гораздо глубже, чем то, как мы ее понимаем. Любой объект, будь он живой, неодушевленный или природное явление, несет в себе информацию, свою вибрацию. Любая полученная нами информация влияет на нас и нередко весьма кардинально меняет наше мышление и жизнь.

Каким образом это происходит? Информационное пространство, которое насыщает и которым пользуется человек, условно можно разделить на некие качественные области, формируемые нашим пониманием жизни, межличностными  отношениями, моральными принципами, социальными устоями и прочее. Образуется огромное количество специфичных клише-представлений или конгломератов, отражающих стереотипное мышление нас как представителей человечества. Назовем их формо-образами. Каждый человек, вне зависимости от его территориального и социального происхождения, знает себя во множестве оттенков психических реакций на какое-то действие, предмет, общественное событие и тому подобное, в которых он применяет эти представления. Каждая такая реакция дополняет «портрет» уже существующего формо-образа данного явления, и другие люди часто просто пользуются тем, что уже имеется. Каждый такой формо-образ, являясь следствием психического состояния человека, отражает все его возможные варианты и может быть отражен в проявленной реакции человека в примерно таком же эмоционально-психическом состоянии. То есть у каждой реакции, каждой эмоции человека есть только своя ниша для проявления, вызываемая резонансом информационного содержания. Любой психизм носит информационный характер. Все наше мироздание состоит из сложно-конфигурационных сочетаний разнокачественной информации. И как часть этого грандиозного Творения, мы также состоим из различных аспектов информации. Ну а неповторимость и индивидуальность каждой личности может только свидетельствовать о невообразимо огромном количестве различных вариантов комбинаций информационных фрагментов.

Ну, а дальше все просто. В зависимости от того, из каких информационных фрагментов состоит личность, таким формо-образом соответствующего качества и может пользоваться человек, так как только именно этот формо-образ способен отразить его настроение, взгляды и реакции. И именно поэтому часто мы можем распознать состояние человека, которое он пытается скрыть. Информационной волне его формо-образа не нужны слова для того, чтобы заявить о себе. Знакомые и нам в определенных случаях, состояния другого человека легко опознаются. Сознательно или бессознательно мы реагируем на получаемую информацию. Она способна вызвать наши психические переживания. Любое музыкальное произведение — это также передача автором его формо-образов, несущих заложенную в них информацию.

Человеку, который подходит осознанно к выбору музыки, важно знать, что любое музыкальное произведение отражает психическое состояние как самого автора, являясь неким музыкальным рассказом его эмоционального состояния, так и исполнителя произведения. Написанные в  глубокой депрессии, негативизме, негодовании или состоянии радости, влюбленности, ликования, музыкальные произведения навсегда запечатлевают заложенные переживания и несут эту информацию слушателю.

Информация, которую несет в себе звуковая волна (как и любая другая волна в нашем мире) способна вызывать резонационную активность в конкретном отделе мозга, активизация которого, в свою очередь, ведет к выработке гормона, соответствующего данной области. Распространяясь по всему организму,  гормон, конечно же, влияет на работу органов. Избыточное количество определенного гормона  образует дисбаланс в работе всего организма. А если это происходит постоянно, то возможны различные патологии в функциях каких-либо органов. Мы же, наблюдая такие изменения в здоровье, часто не понимаем их причин.

Такое же влияние на выработку гормонов оказывают и наши мысли. Научные исследования показали, что в зависимости от того, о чем думает человек, у него наблюдается активность мозга в разных зонах. Качество психических реакций активизирует определенную зону мозга.

Мозг — это сложно функциональный «аппарат», отвечающий за слаженную работу наших психизмов и био-системы. Каждая наша реакция, способность адекватно мыслить и поступать, и даже качество мысли и поступков, зависит от слаженной работы всех областей этого органа. Нарушение гармонии в работе систем мозга приводит к дисбалансу гормональной активности в организме, переизбытку или нехватке этих регуляторов некоторых процессов.

Важность этой информации заключается еще и в том, что каждой психической реакции соответствует своя частота, свой диапазон проявления. Даже один непозитивный психизм способен усилить и вызвать активность череды других диссонационных состояний.

Частотный диапазон организма и влияние на него музыки

Считается, что ухо самый важный орган, через который звуковая информация поступает в мозг. Но у нас есть еще некоторые анатомические возможности для приема-передачи звуковых волн. Череп человека — это большая мембрана, сквозь которую звук напрямую идет к мозгу. И что интересно, доктор медицинских наук Сергей Шушарджан, врач со стажем и профессиональный певец, в своих исследованиях о воздействии музыки установил, что даже кожа является проводником звуков в организм. Музыка, имея волновую природу, передается через виброрецепторы в коже, воспринимающие звуковые волны в широком диапазоне. При воздействии на виброрецепторы звуковых волн определенной частоты «запускается» тот или иной механизм реакции организма на воздействие извне.

Каждый орган работает на определенной частотной волне и когда оно попадает в поле с диссонирующей частотностью на долгое время, то возникают моменты сбоя работы органа. Мы начинаем чувствовать недомогание. А постоянное продуцирование человеком однотипных низкочастотных образов (вслух или в мыслях) приводит к различным функциональным отклонениям в работе организма.

На предприятиях с повышенным шумовым фоном стало обязательным измерение уровня шума и вибрации, так как при длительном воздействии на организм человека, они приводят к различным болезням и так называемой вибропаталогии.

Человеческое ухо способно улавливать звуки в диапазоне от 16 Гц до 20000 Гц. Все частоты, не воспринимаемые нашим слуховым аппаратом, до 16 Гц относятся к  инфразвуку, а свыше 20000 Гц – к ультразвуковому спектру волновых колебаний.

Ритмы, характерные для большинства органов и систем организма «человека», лежат в инфразвуковом диапазоне. Внутренние органы нашего тела имеют достаточно низкие собственные частоты: брюшная полость и грудная клетка — 5-8 Гц, голова — 20-30 Гц. Среднее значение резонансной частоты для всего тела составляет 6 Гц. Сокращения сердца – 1-2 Гц; дельта-, альфа-, бета-ритмы мозга; ритм кишечника — 2-4 Гц; вестибулярного аппарата – около 6 Гц и так далее. Мозговая активность живого человека не прекращается даже во время глубокого сна, и мозг постоянно излучает ритмические волны, характеризующие происходящие в нем процессы.

— В дельта-состоянии (δ)  мозг излучает волны с частотой колебаний от 0 до 4 Гц. Это может быть либо глубокий сон без сновидений, либо состояние глубокого расслабления, бессознательное состояние (такое, как кома), летаргический сон. Даже во сне мозг продолжает обработку информации, накопленной человеком, и не успевшую стать осознанной.

— В тэта-состоянии (θ) частота колебаний мозга составляет от 4 до 7 Гц. Это глубокое расслабление или медитация; это может быть неглубокий сон. Во время этого ритма возникают особенно яркие видения или интуитивные догадки. Тэта-волны формируют состояния, переходные от спокойного бодрствования к фазам сонливости, предваряющим глубокий сон. Но частоты 5-6 Гц опасны для работы печени и вызывают чувство усталости.

— Альфа-состояние (α) — это частота волновых колебаний головного мозга от 7 до 14 Гц. Диапазон частот от 7 до 8 Гц чрезвычайно опасен для здоровья, так как этот тип вибраций способен спровоцировать эпилептические приступы, смертельно поразить внутренние органы и даже реально деформировать их. Длительное воздействие на мозг звука частотой 7 Гц пагубно влияет на сердце, вплоть до его остановки.

Ученые считают, что, возможно, именно из-за возбуждения резонансных колебаний (особенно когда частота волны совпадает с альфа-ритмом головного мозга) в биологических системах жизнеобеспечения и возникает такое крайне негативное воздействие инфразвуковых вибраций. Это влияние даже используется полицией в ряде стран мира для разгона толпы и предотвращения беспорядков. Включаются мощные генераторы, частоты которых отличаются на 5-9 Гц. Биения, возникающие вследствие различия частот этих генераторов, имеют инфразвуковую частоту и вызывают у большинства людей неприятные зрительные эффекты, необъяснимые страх и тревогу, желание скорее покинуть опасное место.

Такое же влияние могут оказывать на сознание и бинауральные ритмы. Исследования ученого Роберта Монро доказали, что при прослушивании определенных мелодий человек способен ощущать разницу звука между частотами. Например, если одно ухо слышит звук с чистотой 150 Гц, а другое 157 Гц, то оба полушария мозга начинают работать синхронно. Эти ритмы образуют не реальный звук, а «фантом» мощностью всего в 7 Гц.

Зато с 10 до 14 Гц — это колебания, способствующие одновременно и глубокому сосредоточению, и расслаблению; это — покой и душевное равновесие в активном состоянии, мозг способен более продуктивно обрабатывать получаемую информацию. Такое состояние наиболее благоприятно для творческих процессов, принятия более логичных и взвешенных решений.

Излишняя активность диапазона альфа-волн приводит к состояниям апатии, пассивности, желанию отложить все дела. Недостаточная активность мозга в данном диапазоне может свидетельствовать о конфликтном состоянии, психических расстройствах, и, как следствие, активность различных страхов и фобий. Рассказывают, что однажды американский физик Р.Вуд (прослывший среди коллег как большой оригинал и весельчак) принес в театр специальный аппарат, излучающий инфразвуковые волны, и, включив его, направил на сцену. Никакого звука никто не услышал, однако с актрисой случилась истерика.

— Бета-состояние (β) — 14-35 Гц. Это состояние работы мозга самое непродуктивное, потому что оно характеризует стресс, возбуждение. Человек не способен воспринимать чьи-то советы, а только защищаться и противостоять любым предложениям извне. Волны β-состояния вызывают чувство беспокойства, нервозность, растерянность, суетливость. Для глазных яблок опасна частота 19 Гц, при которой возможны различные галлюцинации и расстройства зрения.

— Активное же состояние мозга продуцирует волновые колебания частотой свыше 35 Гц (гамма-состояние).

Иными словами, если частота инфразвуковой волны того же порядка, что и волна вибрации органа, то при очень большой интенсивности они приводят органы к вибрационному резонансу или диссонансу в частотном диапазоне работы органа и способны привести к их дисфункциям. Вибрационный резонанс вызывается мощными внешними генераторами, например, усилителями громкости звука на современной эстраде и рок-концертах.

Сейчас очень много говорится о прямом вреде музыки в стиле рок. Существует множество исследований, статей, лекций, документальных фильмов, рассказывающих о вреде рок-музыки. Психологи и ученые обеспокоены тем влиянием, которое оказывает прослушивание, и тем более постоянное подражание кумирам, на миллионы фанатов рок-групп. Российский академик Н.П.Бехтерева, директор крупнейшего в стране Института Экспериментальной медицины, который  много лет занимается изучением высшей нервной деятельности, констатирует, что рок разрушает мозг. О том, что рок-музыка ведет к разгулу темных инстинктов, пишут сами руководители групп. Например, Джерри Рубен, лидер группы «Хиппи» пишет:  «Грубая животная энергия горячей струей пронизывала нас, возбуждающий ритм будоражил подавленные желания».

Рок, помимо негативной информации, заложенной в текстах песен, оказывает прямое разрушающее воздействие на организм человека громкостью звучащих мелодий. Музыка этого стиля характеризуется переизбытком высоких и низких частот. Такое чередование совместно с громкостью серьезно травмирует мозг. Ученый-медик Дэвид Элкин однажды провел эксперимент, благодаря которому доказал, что пронзительная громкая музыка провоцирует сворачивание белка. На одном из рок-концертов перед громкоговорителем Элкин положил сырое яйцо. К концу концерта, через три часа яйцо оказалось «сваренным» всмятку.

Усиление низкочастотных колебательных волн от бас-гитары в паре с битом деструктивно влияет на функции спинно-мозговой жидкости, которая контролирует работу слизистых желез. Нарушается равновесие в работе половых желез и надпочечников. Вызванные гормональные нарушения  приводят к изменению уровня инсулина в крови.

Пагубное содержание рока ведет к постепенной деградации человеческой личности, вызывая в нем активность эгоистичных животных уровней сознания, различные психические расстройства, галлюцинации.

Еще одним деструктивным фактором для здоровья и психики может стать излишняя громкость звуковой волны. Наше ухо наилучшим образом воспринимает звук в 55-60 децибел. Громким считается звук в 70 децибел. А на площадке, где установлена аппаратура и динамики во время рок-концертов, громкость составляет 120 децибел, а в середине площадки 160 децибел (надо сказать, что 120 дб — это громкость рева взлетающего реактивного самолета!). Что при этом происходит с организмом? Для примера: влияние такого уровня громкости звука воспринимается организмом как опасная ситуация. Вырабатывается гормон стресса – адреналин. Он участвует в реализации реакций типа «бей или беги», ощущении опасности, при тревоге, страхе, при травмах, ожогах и шоковых состояниях. Действие вызывает сужение сосудов органов брюшной полости, кожи и слизистых оболочек; в меньшей степени сужает сосуды скелетной мускулатуры, но расширяет сосуды головного мозга. Артериальное давление под действием адреналина повышается. Адреналин способствует значительному усилению и учащению сердечных сокращений, облегчению атриовентрикулярной проводимости, повышению автоматизма сердечной мышцы, что может привести к возникновению аритмий.

Особенно опасны звуки свыше 95 дБ – под их воздействием начинают резко сужаться сосуды периферической нервной системы, нарушается сердечный ритм, появляется головная боль, мигрень, резко возрастает раздражительность, переходящая в нервный срыв и истерику; при этом мощно нарушается равновесие в организме надпочечных и половых гормонов (адреналина, тестостерона, феромонов и других), дестабилизируется уровень инсулина в крови, нарушается функция контроля за психическими и соматическими состояниями организма со стороны центральной нервной системы.

Все независимые исследования показывают, что рок-музыка опасна для здоровья и психики человека. Опасным заблуждение является то, что, не видя быстрого результата влияния такой музыки, фанаты считают ее безопасной. Доказано, что рьяные слушатели рока имеют травмы слухового аппарата, которые не подлежат лечению, их поведение становится неадекватным, а реакции заторможенными. Обеспокоенные психическим и физическим здоровьем нации различные государственные и общественные организации ведут просветительскую работу в плане влияния музыки на сознание и здоровье человека. Например, Санитарно-эпидемиологическая служба г. Минска на своем сайте разместила статью-обращение с целью привлечь общественное мнение к данной проблеме.

На кафедре акустики МГУ провели исследование наиболее агрессивных образцов рок- и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыка влияет на организм. Частота основного ритма композиции «ДипПепл» «Smokeonthewater» от двух до четырех герц. Такие скачки, да еще при громкости в 80-100 дБ (как в кузнечном цеху), вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе. Тех, кто предрасположен к нервным расстройствам, к психическим заболеваниям, после двух-, трехразового прослушивания подобной композиции ожидает обострение заболеваний или нервные срывы. Шумовые звуки или негармонические обертоны вредят нервной системе: у человека начинают дрожать руки, теряется острота зрения и слуха и одновременно в крови повышается содержание адреналина и других гормонов. Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?».

Композиция «Битлз» «HelterSkelter» — это пример, когда приятная и благозвучная музыка может оказаться на поверку не менее вредной. В ней основной ритм (около 6,4 герц) находится в опасной для человека области резонансных частот грудной клетки и брюшной полости. При прослушивании этой композиции могут появиться внезапные боли в животе и груди. Кроме того, поскольку основной ритм по частоте близок к частоте одного из ритмов головного мозга, существует реальная угроза резонансного совпадения этих частот. Как показали эксперименты с животными, подобное совпадение частот нередко приводит к самому настоящему сумасшествию.

Источник: pikabu.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.